Мы Вконтакте:
Этнографические экспедиции
Коми-пермяки. Ткачество поясов
После Святок мы с Анаталием Благодаревым провели первые в Новом году этносборы – сборы у коми-пермяков.

Когда мы ехали в Заповедник народного быта, г. Иваново, нам позвонила тетя Настя из Кочёвского района Коми-Пермяцкого округа. Тетя Настя – наша новая знакомая и, как оказалось, помощница в сборах. Мы познакомились с ней на празднике Быкобоя в селе Большая Коча. Тете Насте мы пришлись по душе и она пригласила нас к себе в гости. Она радушно нас встретила и подарила старинные вещи своих мамы и бабушки в музей Заповедника. Уезжая, мы попросили тетю Настю поспрашивать в округе о старинных вещах, особенно –
о ткацких станах и о станах для поясов (мы были восхищены коми-пермяцкими поясами – кушаками, которые видели в музеях и на людях на празднике), о мастерах, кто бы мог обучить нас этому ремеслу.

И вот, в Новый год, тетя Настя звонит и сообщает, что нашла бабушку-мастерицу, которая может обучить ремеслу.
Мы познакомились с бабушкой-мастерицей, которая ткет до сих пор кушаки – мужские пояса и покромки – женские и детские пояса. На коми-пермяцком языке
«пояс» звучит «покры/эм».

Серафима Самсоновна Шипицына – так зовут мастерицу – живет в маленькой деревушке Фадеева со своим мужем – «стариком». Коми-пермяки сохранили много русских слов, вышедших из обращений современных русских. Когда в речи  бабушки Серафимы (а она говорит только на своем языке)  слышны русские слова, на меня это производит большое впечатление. Эти слова наполнены глубиной и как-то веют стариной.
Такое я уже испытывала, когда летом коми-пермячка тетя Люба, у которой мы жили, рассказывая нам о коми-пермяцкой свадьбе, вдруг запела старинные песни на русском языке. Мы затаили дыхание – такие образы раскрывались в этих песнях.

Быт стариков – прост и скромен. В доме, напротив входа, у окна стоит ткацкий стан. Боковины его сделаны из комеля, то есть, они не составные, а цельные. А боковые круглые части навоя – части стана, которая крепится сзади и на которую наматываются нити основы, - не обработаны, это
просто спилы березы, даже с берестой. От этого стан кажется древним-древним.
Достался он бабушке Серафиме от ее мамы. На стане ткали и пояса, и узкие половики, и рушники. Стан небольшой. Как я поняла, отдельных станов для поясов нет – просто есть станы, сделанные как обычные, но они меньше.
Я думаю ,что эти маленькие станы помещались в маленькие дома коми-пермяков. Ведь до недавнего времени (меньше, чем сто лет назад) лесной народ коми жил в землянках. Тетя Люба нам рассказывала ,что помнит землянку мамы, в которой она жила.
Бабушка Серафима ткет пояса, прибивая нить утка деревянным ножом, который сделал ей «старик». Когда бабушка ткет, она сидит на дощечке, которая положена на выступы боковин стана. Мне, женщине немаленькой, трудно поместиться на этой  дощечке – все подогнано под бабушку. Она, как и многие коми-пермяки невысокого роста.
Мы спрашивали, откуда она берет узоры для своих поясов.
– Или со старых поясов, или сама придумывает. Это меня просто восхитило.
Новодельные кушаки и покромка
Серафимы Самсоновны Шипицыной

(собрание Музея Заповеника народного быта)
Серафима Самсоновна показала,
как повязываются коми-пермяцкие кушаки.
На стане бабушка ткет кушаки, а покромки – на «палочке». Мне известен этот способ ткачества – «на сволочке». Но мы впервые увидели приспособление для этой работы. Те, кто ткали пояса, наверняка сталкивались с трудностями, куда и как привязать нити основы пояса. Они же длинные. В домашних условиях обычно привязывают нити к батарее. Я помню, как на выставках мы ищем какие-нибудь колонны, перила, чтобы посадить мастерицу для показа ткачества поясов.
Оказывается, у коми есть такое приспособление – оно очень простое, похоже на швейку или простую прялку: если описывать грубо – это прикрепленная палка к дощечке, на которой сидит мастерица. Мастерица привязывает смотанные нити основы к палке (к сожалению, мы не смогли получить названия и самого приспособления, и частей его) и выпускает столько, сколько необходимо для ткачества. Пояс, который ткет, она подтыкает к своему поясу. В итоге получается постоянное натяжение нитей основы.
Мы побыли у бабушки Серафимы полдня, купили у нее ее изделия и договорились об обучении наших мастериц. Бабушка поставила условия, чтобы мастерицы приехали только с коми – переводчиком. Все же сложно общаться без знания языка.

Сейчас готовится экспедиция наших мастериц с задачей обучения ткачеству коми-пермяцких поясов на стане. Мастерицы: Полина Когай, Вероника Дорохина и Ирина Корнеева на следующей неделе едут в Кудымкар, столицу Коми-Пермяцкого округа, чтобы поработать в архиве местного Музея и пройти обучение у русскоязычной мастерицы и бабушки Серафимы.
Приятно, что директор Коми-Пермяцкого окружного краеведческого  музея  им.  П.И.  Субботина-Пермяка - Елена Михайловна Дудина, директор Коми-Пермяцкого Центра национальных культур Лидия Петровна Мелехина и редактор местной газеты, через которую и узнали о бабушке Серафиме нам помогают в устроении экспедиции. С нашими мастерами к бабушке поедет редактор газеты. Спасибо им.

Пигарева Светлана,
Председатель ОРНК "Большая Медведица"
Яндекс.Метрика