Занятия и семинары
Мария Шитова,
водящая занятий

     В Ярославле продолжаются занятия по изучению плетения и тканья поясов.
Курс обучения мы начали проводить еще с января месяца. И получается изучить на наших занятиях по две темы в месяц.
     На первых занятиях мы изучили плетение и витьё поясов, на следующем занятии мы перешли к изучению полутканых поясов.
   
На Севере способ плетения таких поясов называется - «на вилке». Основной материал, откуда мы научились плести такие пояса, - это статья Галины Баландиной о поясах «Традиционные женские ремесла Понежья» из книги «Рукоделие», М., 1994 г.
Такие пояса бывают двух видов: с полотняным переплетением и саржевым переплетением нитей.
    Пояса, плетеные таким способом, на русском Севере носили женщины. Что такое "вилка"?  Это круглая деревянная палочка, размером может быть до 60 см, с развилкой на одном конце. На левую вилу привязывается одна половина нитей пояса, а другая половина, - на правую. И каждая верхняя ниточка поочередно прокладывается через одну нить с одной стороны на другую сторону, до середины пояса, и наоборот. При правильном проведении нитей с одной и с другой стороны, - нити в серединке перекрещиваются.
    А при саржевом переплетении, - нить проводится через две со смещением на одну нить в каждом ряду. Мы показали на вилке, как переплетать нити через одну, и учили этому. Здесь важно было понять в самом начале, как проходит каждая ниточка, чтобы она не совместились с нитью, которая рядом.
    Наталия, со-водящая, показала на своем поясе, который она начала плести дома, - саржевое переплетение. 
   За это занятие успели понять и начать плести пояса переплетением нитей через одну.
    И еще, по ходу занятия Наталия показала, как таким же способом сплести простой рисунок - «сердечко», из шести ниточек или прядок. Это так захватило, что все в один миг сплели такие поясочки.

    Следующие три занятия у нас состоялись по изучению тканья поясов на дощечках.
    Первое занятие
— знакомство с таким видом тканья, знакомство с дощечками, на которых предстояло научиться ткать пояса, и с уточком. Сначала зарисовывали схемы рисунков в тетрадь в клетку. Рисовали дощечки, и какая цветом нить должна пройти сквозь каждое отверстие дощечек. Каждую дощечку, приготовленную для работы, - нумеровали, и отверстия на ней тоже. Это упростило заправлять дощечки нитями.
    Для первого пояса мы выбрали самый простой рисунок, в цветную полоску поперек, на 8-ми дощечках. У всех обучающихся нити были приготовлены разные, и по цвету, и по толщине, и по качеству. И в результате рисунки получились на поясах — разными. Не все обучающиеся решились набрать пояс,  а ткали образец.
    На этом занятии мы прочитали статью о поясах, о их значении. У меня были сохранены материалы о поясах, какие высылала Ирина Корнеева в своем сетевом семинаре «Поясоплетение». Спасибо ей огромное.

    На втором занятии мы осваивали пояса с рисунками: «соколик», «сокол» и «соколица», на выбор. Отличие состояло в наборе дощечек, если на первом занятии мы складывали дощечки парами, - «лицом» друг к другу или «спинкой», то в этот раз добавили набор дощечек «друг за другом». Направление поворота дощечек всегда одинаковое, - вперед или назад, на выбор. А когда впереди дощечек скрутятся нити, то ход дощечек развернуть в обратную сторону. При этом и направление рисунка поменяется в обратную сторону.
Мы показали, как можно сохранить направление рисунка, без разворота дощечек в обратную сторону. Каждый раз, как только нити скрутятся впереди дощечек, развязать общий узел нитей, разобрать и расчесать нити, заново связать в узел и прикрепить к устойчивому предмету.
Одна из обучающихся насновала нити 4 метра на пояс в два оборота, с рисунком «сокол», для своего мужа. Ткала дома. На следующем занятии показывала, хвасталась, что у нее получилось. Очень довольна, и мужу пояс понравился. А Люба ткала детский поясок для своего сына, с рисунком «соколик». Нити для "соколика" выбрала желтого цвета, с красным клювом, на светло-голубеньком фоне. Поясок получился неожиданно приятный и действительно детский.

    На третьем занятии учились ткать пояса с рисунком «Радуга», с поворотом дощечек: четыре раза - вперед, четыре раза — назад. Таким же способом можно соткать рисунки: «ромб», «крест», «жива». Однозначно, все участницы выбрали рисунок «радуга». Мы рассказали о том, что по описаниям знак «радуга» означает — мост, соединяющий небо и землю, и что в свадебных обрядах применялся именно такой пояс. Опоясывали жениха и невесту вместе, и это означало, что теперь жених и невеста, - одно целое.
    Наталия, со-водящая, принесла на занятие готовый только что сотканный ею пояс с рисунком "радуга", все с востргом принялись разглядывать такую красоту. К следующему занятию она оформила свой пояс кистями с бусинами, - любовались еще больше. Её пояс "радуга" соткан с красными краями, Елена соткала свою "радугу" с голубыми краями, а Татьяна, - с синими краями. Чудесные пояса получились. Начинали ткать пояса на занятии, продолжили и закончили, - дома. На следующем занятии, - хвастались. Такой рисунок отличается от других тем, что вдоль всего пояса ткуться нити всех цветов радуги, на белом фоне или голубом, и получается волнистая радуга.
    Все наши результаты мы фотографируем.

    Следующие занятия у нас ожидаются по тканью поясов на бердечке (бердышке).
Вы можете написать нам письмо
Новости
Приглашение на семинар Строчевой вышивки